Бар
«Купидон» появился в Киеве в 1993 г. За два года до этого юный Федор Баландин попал на киностудию в Голливуд и проработал там год: вначале дольщиком, затем – помощником ассистента. «Мне было 20 лет, я жил в трейлере своего друга на берегу океана. На работу добирался четыре часа, но тогда это было легко. Зарабатывал очень хорошо – примерно $ 2 тыс. чистыми в месяц», – вспоминает собственник клуба «Купидон». После работы юноша часто наведывался в многочисленные калифорнийские бары, где собирались творческие люди. И однажды, потягивая пивко в теплой компании, Федор понял: надо открыть подобное заведение в центре украинской столицы. Ведь на то время в Киеве ничего подобного не было, разве что пару безликих и безу-мно дорогих кооперативных кафе.
По возвращении домой, в 1992 г., господин Баландин сразу же принялся подыскивать помещение для будущего бара. По его словам, тогда купить нужную площадь было весьма сложно – ее попросту не продавали. И парень обратился за помощью к бывшему классному руководителю, который к тому времени стал заместителем главы одной из районных администраций столицы. Тот вызвал какого-то начальника жэка и попросил показать подходящие свободные помещения. «Как я теперь понимаю, этот человек не хотел мне ничего выделять. Ведь было много хороших свободных помещений, а он привел меня в подвал: на тобі, боже, що мені негоже», – рассказывает нынешний владелец кнайп-клуба «Купидон». Правда, позднее Федор Баландин понял, что на самом деле ему повезло. Как популярно объяснил ему один американский экономист, бар может стать успешным только при трех условиях: location, location и location. То есть главное в ресторанном бизнесе – месторасположение. А подвал, который господину Баландину сдали в аренду и который он спустя несколько лет выкупил, находится в самом что ни на есть центре Киева.
С помещением пришлось немало повозиться. Во-первых, вывезти горы хлама, так как ранее там были склады ЦУМа. Во-вторых, прорубить вход, опустить пол, приподнять потолок, передвинуть стены. И, наконец, сделать ремонт, дабы подвал преобразился в кафе. Чтобы осуществить задуманное, Федор проявил смекалку. «Нанять строителей тогда было достаточно проблематично. Поэтому я поехал в одну из воинских частей, вызвал прапорщика и сказал, что мне нужны солдаты. Мы условились о $ 300 – по тем временам хорошие деньги. Солдаты приходили утром, копали, выносили мусор, а вечером уходили». Не прошло и года, как подвал таки стал баром. Первоначальные Инвестиции в него составили $ 20 тыс., половину из которых Федор Баландин заработал в Голливуде, а остальное занял у родственников и знакомых.
Владелец «Купидона» создавал его в расчете на то, что бар станет местом встреч творческой и околотворческой интеллигенции. И туда действительно начали захаживать успешные художники и мажорные молодые люди, жаждавшие погреться в лучах чужой славы. Первые три года заведение существовало в американском формате: бар с бильярдом. «Я подсмотрел идею в США. «Купидон» сразу стал популярным. Здесь было два бильярдных стола, и они никогда не пустовали», – говорит Федор Баландин. Но через пару лет бильярдные появились по всему городу, и «Купидон» перестал выделяться из общей массы. К тому же клиенты, которых интересовал только бильярд, стали отдавать предпочтение другим кафе и барам, где не нужно было ждать очереди, чтобы поиграть. Увидев это, хозяин «Купидона» взял в аренду еще одно помещение – специально под бильярдную. Но век ее был недолог: этот бизнес у Баландина не заладился. Возможно, потому, что он не вникает в дела конкурентов. Причем на вопрос, кого собственник «Купидона» считает конкурентами, он отвечает примерно так: «Я слежу за тем, что происходит в моем клубе, а что делают другие, мне неинтересно».
Футбол и пиво
Через три года после открытия формат «Купидона» несколько изменился. Вначале из него исчезли бильярдные столы – на их месте выросли шесть барных стоек. А вскоре появились и телевизоры. «В 1996 г. в Украину вернулся Валерий Лобановский – и начался футбольный бум. Когда играло «Динамо», улицы пустели.
Так в один непрекрасный вечер опустел мой бар – все клиенты разошлись по домам смотреть футбол. Помню, взял такси, поехал домой, схватил телевизор и привез сюда. Затем на листе бумаги написал большими буквами объявление: «Следующий футбольный матч смотрите в «Купидоне», – рассказывает Федор Баландин. С тех пор футбольные фанаты буквально осаждают бар, когда играет их любимая команда.
И почти тогда же «Купидон» обзавелся диковинным по тем временам оборудованием для разлива пива из кег. Сегодня в это трудно поверить, но в середине 1990‑х годов хорошее разливное пиво было редкостью. Оно относилось к дорогому сегменту, и торговали хмельным напитком – понятно, импортным – только в нескольких валютных точках. «И когда я узнал, что на пивзаводе «Оболонь» появилось такое импортное оборудование, то договорился с одним из посредников завода об аренде с правом выкупа и в течение двух лет ежемесячно отчислял по $ 100 из личных средств. А заполучив его, радовался, как ребенок, и, конечно же, гордился собой. Установив оборудование, «Оболонь» стала снабжать меня разливным пивом. Правда, за товаром мне приходилось самому каждую неделю мотаться на завод – тогда логистики еще не было», – делится господин Баландин.
Вслед за «Оболонью» оборудование для разливного пива появилось и у запорожского «Славутича». Но этот завод, по словам собственника «Купидона», далеко не сразу согласился продавать ему разливное пиво. Тогда производители сами решали, кому из рестораторов продавать пиво, а кому – нет (теперь с точностью до наоборот). И как только в «Купидоне» появилось разливное пиво, от посетителей не стало отбоя. Хотя этот напиток был в баре не всегда, так как два завода просто физически не успевали «напоить» всех жаждущих торговать разливным пивом. «Люди заходили в бар и спрашивали не о том, какое есть пиво, а о том, есть ли оно вообще. Для ресторанного бизнеса это были золотые времена. Пиво стоило 4 грн., или $ 2. Рентабельность была, наверное, 1000 %», – проговорился хозяин «Купидона». Поэтому вложенные $ 20 тыс. он вернул уже через три года после открытия заведения. Правда, в 1998 г. времена перестали быть золотыми – курс гривни резко упал, а рентабельность ресторанного бизнеса снизилась до 20 %. «Пиво мы продавали, как и прежде, по 4 грн., но это уже были не $ 2, а примерно $ 0,8», – не без горечи говорит Федор Баландин.
We will rock you
С 2001 г. на просторах СНГ активизировалось рок-н-рольное движение. В Украине частыми гостями стали российские рок-группы. Начали появляться как грибы после дождя и отечественные. И тогда же владелец «Купидона» стал организовывать в баре рок-фестивали, приглашая неизвестные украинские группы, которые, по его мнению, заслуживали внимания: «Одних я находил прямо в переходах станций метро и тащил в «Купидон». Другие выходили на меня сами. Причем не только киевляне, но и жители райцентров. Приезжали и музыканты из Западной Украины». Поскольку большинство выступавших в «Купидоне» групп были украиноязычными, постепенно в бар начала подтягиваться патриотически настроенная публика. Со временем «Купидон» стал пользоваться особой популярностью у творческой интеллигенции. И в 2003 г. Федор Баландин решил преобразить свое детище на львовский манер. Для этого он пригласил из Львова довольно известного художника Владимира Кауфмана, который с удовольствием взялся за работу. Правда, запросил за нее почти нереальную по тем временам сумму – $ 30 тыс. Господин Баландин, хоть и со скрипом, но согласился на такие условия – взял на три года кредит в Укргазбанке. Художник колдовал над новым интерьером целый год. И все это время бар не работал, а его хозяин, соответственно, не имел с него ни гроша. Но результатом остался доволен – у «Купидона» появилось свое лицо. «Это такой себе сквер-бар, где царит особая атмосфера», – с гордостью говорит Федор Баландин. Стены украшены фресками, на которых изображен бог Купидон. Мебель весьма оригинальная: все столы, стулья, диваны абсолютно разные по форме, стилю, возрасту. Все это добро художник купил на львовской барахолке. К железным колоннам прикреплены лопаты, вилы, пионерские горны. В углублениях стен красуется ретро-техника: патефон, допотопный тяжеленный телефон.
«Раньше люди часто ходили друг к другу в гости и устраивали посиделки на кухне. Теперь они все чаще встречаются где-нибудь в кафе. Но все же многие тоскуют по домашней, кухонной, атмосфере. Думаю, что в сегодняшнем «Купидоне» эта атмосфера присутствует», – рассказывает господин Баландин. Кстати, когда в 2004 г. бар открылся после ремонта, то стал именоваться кнайп-клубом. Это название он позаимствовал у львовян, именующих «кнайпами» небольшие бары, где любит собираться интеллигенция.
Отличительная черта кнайп-клуба «Купидон» – наличие двух книжных лавок. В одной из них продаются книги, изданные в Украине, – в основном современная отечественная литература. Другая – букинистическая (она появилась в баре лишь год назад). Нельзя сказать, что Федор Баландин был первым ресторатором, который решил открыть в своем заведении книжную лавку. Кафе подобного формата в Киеве существовали и раньше. Взять, к примеру, «Семейство Бабуин». Управляющий партнер этой сети Полина Логвинова говорит: «Мы открылись в 2001 г. Идею выносили сами, положив в ее основу поговорку «С миру по нитке...». Книги появились у нас сразу». По ее словам, как только в «Купидоне» появились книги, он стал конкурентом «Бабуина»: «Мы разделяли общую часть аудитории, которую можно охарактеризовать как creative people. Для представителей этого редкого класса важнее всего среда общения, и это несравнимо ни с ожиданиями от сервиса, ни с кулинарными претензиями». Правда, примерно пару лет назад «Книжная кофейня Бабуин» была закрыта, поскольку закончился срок аренды, а местные власти отказались ее продлить. Так что сейчас у «Купидона» конкурентов нет. Хотя это временное явление. «Мы будем открываться опять. Но только в собственных помещениях или в помещениях бизнес-партнеров», – говорит управляющий партнер «Семейства Бабуин». По ее словам, заведения подобного типа могут открываться и закрываться по мере спроса: мол, это «исключительно индивидуальный пошив». Чтобы открыть кафе такого формата на арендованных площадях, сегодня нужно вложить не менее $ 150 тыс. Кстати, книжный магазин есть также в столичном баре «Фондю», а в «Декадансе» – библиотека. По мнению Полины Логвиновой, сравнивать эти заведения с «Купидоном» нельзя, поскольку там все другое – и книги, и публика. Она уверена: «Купидон» – явление, к которому нельзя примерить категорию успешного или неуспешного менеджмента».
По словам Федора Баландина, поначалу его книжные магазины были убыточными, и только год назад стали приносить до 30 % общего дохода (с учетом выездной торговли и оптовых продаж). К тому же они привлекают больше посетителей. Господин Баландин популяризирует свой бар, что называется, дешево и сердито. На традиционную рекламу не тратится. Зато проводит в «Купидоне» различные культурные мероприятия, которые вызывают интерес у соответствующей публики. Например, устраивает литературные вечера с участием раскрученных писателей, поэтов, а также журналистов. Говорит, что литераторам ничего не платит. Мол, им такие вечера и без того выгодны – ведь это тоже PR. Раз в неделю владелец кнайп-клуба приглашает также молодых рок-музыкантов (за вечер группа получает $ 100‑150). Правда, сегодня рок-вечерами никого не удивишь – такое практикуют во многих киевских пабах, да и публика ими уже несколько пресытилась. Кроме того, с домашним заведением, каковым позиционирует себя «Купидон», громкая музыка как-то не очень вяжется: ведь люди приходят туда в основном пообщаться. Судя по всему, собственник кнайпы это понимает и говорит, что вскоре от рокеров откажется.
Джентльмены пьют не закусывая
Федор Баландин говорит, что некоторые воплощенные в баре идеи ему подсказали посетители. Например, пару лет назад один из завсегдатаев посоветовал ему провести Интернет и позволить клиентам пользоваться им бесплатно. Владелец бара так и сделал. Теперь в «Купидон» люди приходят не только развлечься, но и поработать. Причем посетителей достаточно и вечером, и днем. Поток клиентов не уменьшился даже сейчас, при кризисе. «Я заметил эту особенность еще в 1998 г. Во время кризиса посетители почти не заказывают закусок, зато не экономят на выпивке. Люди опасаются, что завтра возможности посидеть в баре может и не представится», – уверяет владелец кнайп-клуба.
Судя по всему, нынешнего кризиса он не очень боится. Во всяком случае, продолжает вкладывать средства в «Купидон». Буквально на днях тут установили новую вытяжку, которая не вдувает, а выдувает воздух (хозяин взял ее в лизинг, поскольку покупать, по его словам, очень накладно: такая техника стоит примерно € 15 тыс.). То есть все запахи улетучиваются через специальный воздуховод. Так что теперь в «Купидоне» комфортно дышится даже некурящим. Господин Баландин говорит, что в развитие ресторана он вкладывает 80 % прибыли (деньги идут не только на закупку необходимой техники, оборудования, но и на персонал) и только 20 % оставляет себе. По его оценке, сегодня рыночная стоимость «Купидона» – как минимум $ 1,5 млн. Управляющий партнер «Семейства Бабуин» Полина Логвинова с этой оценкой согласна. Правда, добавляет, что это цена «Купидона» вместе с помещением. Хотя понятно, что в условиях финансового кризиса по рыночной цене никто паб покупать не станет, да и речи о его продаже пока не идет. По словам Федора Баландина, в докризисное время рентабельность бара средней руки составляла примерно 70 %, а сегодня – 35‑40 %. Прежняя рентабельность его клуба иногда достигала 100 %, а теперь – тоже 35‑40 %. Генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова считает, что средняя рентабельность столичных пабов – 25‑30 %. По ее словам, большинство пабов и пивных ресторанов прочно оккупировали средний ценовой сегмент (средний чек – 70‑150 грн. на человека). Совсем небольшой процент – это дорогие пивные заведения, например «Бель Вью», «Ла Космополит», «Трюфель» (средний чек – более 200 грн. на человека).
В общем, у таких заведений особого повода для паники пока нет. Правда, только если бар работает в собственном помещении. На арендованных площадях выжить в кризис тяжеловато. «Мне особо переживать не приходится – я давно выкупил помещение. А вот те, кто арендует площади в центре Киева, оказались в сложном положении. Ведь, подыскивая помещения, они не очень-то торговались с арендодателями – платили столько, сколько просили. Как они будут выкручиваться теперь, не представляю. Тем более что арендная плата привязана к доллару, курс которого в последнее время сильно подскочил», – говорит господин Баландин.
Ольга Насонова тоже уверена: «В кризис могут выжить прежде всего те предприятия, которые находятся не в арендованных помещениях. А также наиболее популярные заведения, работающие не менее двух-трех лет, даже на арендованных площадях». По ее словам, хотя кризис только начался, его уже ощутили все операторы рынка: недорогие пабы потеряли 10‑15 % выторга, среднеценовые – до 40 %.
Всего на столичном рынке работает около 1,6 тыс. ресторанов, из которых 49 – пивные рестораны и пабы. Согласно прогнозам экспертов, общий объем ресторанного рынка к концу 2008 г. составит $ 850‑860 млн. (в 2007‑м – $ 810 млн. Правда, тогда в Киеве было 1,5 тыс. питейных заведений). В этом объеме доля специализированных пивных заведений не превышает 4,2 %. Но весной следующего года на этом рынке следует ожидать резкого ухудшения ситуации.
Сам же господин Баландин признается: во время кризиса он не собирается повышать в «Купидоне» цены на выпивку, так как это основная статья дохода. Мол, повышать – себе дороже, поскольку посетители могут разбежаться. И не намерен сокращать расходы – это тоже чревато: «По опыту предыдущих кризисов знаю: тот, кто начинал экономить или же останавливал бизнес, проигрывал. Если теряешь динамику, то потом восстановиться очень тяжело».